При депрессии важно, чтобы человек становился активнее. Один из психотерапевтических методов в когнитивно-поведенческой психотерапии — это составление списка удовольствий и работа с ним. Это упражнение можно сделать и самостоятельно, и я сейчас расскажу, как.

Подготовка

Почему на это нужно обращать внимание? Потому что при депрессии, как известно, оценки происходящего меняются в негативную сторону, человек перестает делать то, что он делал раньше (потому что неприятно, потому что нет сил, потому что не хочется и т.п.), и в итоге оказывается так, что он ничем и не занят. Его голова переполнена негативными переживаниями. И теперь он уже и не сможет сам вернуться к тем занятиям, которые его радовали до депрессии. Получается, что круг замкнулся.

Жалоба на то, что «раньше было как-то интересно жить, а сейчас ничего не приносит никакого удовольствия» — это очень частое, если не постоянное, явление. Поэтому одно из первых «дел», которое нужно сделать при лечении депрессии — это составить список удовольствий. Что с ним нужно сделать дальше и какой будет эффект, я расскажу в этой статье.

Эффект от применения этого метода

Результатов будет несколько. Во-первых, клиент будет занят, его день будет каким-то образом структурирован — хотя бы чуть-чуть. А возврат к активности является очень важным аспектом излечения от депрессии.

Во-вторых, клиент будет заниматься тем, что у него получается — то есть заведомо приносит ему положительные эмоции, и клиент скорее всего будет положительно оценивать свои успехи, результаты и себя самого при выполнении этих занятий. Что также приносит огромную пользу — ведь при депрессии категорически не хватает позитива.

Пусть поначалу этот позитив будет как будто бы «внедрен» извне, пусть поначалу он делается «как задание» — это не столь важно, потому что результат будет всё равно положительный. А по мере того, как клиент будет проходить психотерапию, он будет уже самостоятельно занимать себя такой деятельностью, которая приносит ему удовольствие.

🔗 Есть схожий метод «Планирование активности при депрессии»

Составление списка

Если даже начать составлять такой список — непосильная задача, то можно помочь клиенту следующим:

  • Попросить его вспомнить, чем конкретно он занимался по вечерам или по выходным, скажем, год назад (когда депрессии точно не было);
  • Задать наводящие вопросы типа: какого рода занятия, связанные с обучением и развитием, доставляли вам удовольствие раньше?
  • Какого рода прогулки вам нравились?
  • От каких занятий вы могли бы сейчас получать удовольствие, если бы занимались ими?
  • Что вам нравилось делать в одиночестве?
  • Какие занятия, предполагающие общение с людьми, доставляют вам удовольствие?
  • Какие занятия из тех, что не требуют денег, нравились вам?
  • Какие занятия из тех, что стоят меньше 500 рублей, доставляли вам удовольствие?
  • Чем обычно вы радовали себя, когда не были стеснены в средствах?
  • Что вам нравилось делать в разное время (Утром? В воскресенье? Осенью?)
  • Можно просто выдать список разнообразных хобби и попросить или выбрать интересное, или выбрать то, чем занимался раньше.

В итоге, как правило, у всех получается составить список из как минимум 5 пунктов. Всем обычно нравится составлять такой список, и его можно дать как домашнее задание, или же посвятить составлению и обсуждению целую сессию.

 

Начальная работа со списком

После того, как список составлен, его необходимо проранжировать (то есть отсортировать по какому-то критерию, к примеру «нравится больше/меньше» или «более/менее выполнимо сейчас» или «более/менее доступно сейчас»). Затем, если список достаточно большой, нужно попросить клиента выбрать те занятия, которые могут принести ему удовольствие сейчас, на этой и следующей неделе. Если список не очень большой, то в работу принимаются все задания, их берут по очереди.

Если на этом этапе клиент говорит, что «Ничего из этого списка не выполнимо сейчас, потому что у меня банально нет сил на это или нет желания», то нужно во-первых, обсудить с ним, насколько правдиво или ложно это утверждение и что если вдруг окажется, что это неправда? А во-вторых, в таком случае необходимо провести эксперимент: взять какое-то одно занятие из списка и просто попробовать начать. Всего лишь начать это делать.

Можно обыграть это так, к примеру: у клиентки в списке есть чтение. Клиентка говорит, что раньше очень любила читать, а сейчас нет желания даже взять в руки книгу и открыть её. Хорошо, давайте просто попробуем начать. Мне кажется, что вы всё-таки сможете читать, это же вряд ли, что вы разучились это делать? Нужно дать клиенту книжку (из тех, что наверняка есть в кабинете у психолога) и попросить начать её читать.

Разумеется, книжку желательно выбрать не слишком скучную. Можно и нужно потратить на этот эксперимент столько времени на сессии, сколько понадобится, для того, чтобы клиент убедился, что читать он не разучился, мало того, к его удивлению он скорее всего обнаружит, что ему по-прежнему нравится читать!

 👉🔗 Рецензия на книгу «Депрессия отменяется»

Последующая работа со списком

Далее необходимо внедрить занятия из списка в план дня (который является еще одним методом в лечении депрессии). Делается это просто: берётся план дня клиента, который к тому времени уже обычно составлен и используется, и совместно с психотерапевтом клиент решает, в какое место в его расписании можно добавить это занятие.

Не нужно расписывать сразу весь список удовольствий или заполнять этими занятиями сразу все дни: во-первых, это невыполнимо, а во-вторых, клиент с депрессией похож на человека с температурой — его нельзя заставлять бегать по беговой дорожке. Возврат к активности должен осуществляться очень постепенно.

Кроме того, всегда есть некоторый риск, что клиент действительно не сможет заняться выбранным делом (по причине депрессивных мыслей или плохого настроения), тогда он необъективно и искаженно, в депрессивном стиле оценит это событие как неудачу, провал, и, возможно, распространит эту негативную оценку не только на себя самого, но и на процесс психотерапии или компетентность психотерапевта. Поэтому всё нужно делать очень постепенно, в том числе и клиенту брать на себя новые дела.

В дальнейшем, на каждой сессии обязательно отводится некоторое время на обсуждение того, насколько получилось или не получилось заняться этими делами, приносящими удовольствие. Почему не получилось? Какие эмоции сопровождали процесс? Что думал, когда занимался этим? Что делал потом? Обязательно нужно проводить анализ всех негативных или оценочных убеждений, которые связаны с депрессией и могут обнаружиться в процессе, к примеру, «Я стал хуже рисовать, чем раньше» или «Нарисовал — и совершенно не понравилось, глупость какая-то получилась».

В целом, этот метод позволяет выявить много депрессогенных (провоцирующих депрессию) убеждений, а также осуществить поведенческую активацию, столь необходимую при этом расстройстве. Негативных эффектов от корректного использования метода не отмечается :)

Поделиться: