На прошлой неделе мы с клиентом исследовали, что думают люди-прохожие о вас, если вы внезапно споткнётесь. Результаты нашего исследования удивили и меня, и клиента :)

Меня — потому что до опроса я совершенно не догадалась, какой ответ будет самый популярный (а я провела много таких исследований и примерно представляю, что будут отвечать).

А клиент был удивлен тем, что люди думают совсем не то, что он предполагал.

👉 На ту же тему: Опросы как домашние задания в когнитивно-поведенческой психотерапии

Почему вообще мы задались этим вопросом

Потому что клиент был убежден, что в первую очередь большинство людей подумают либо скажут что-нибудь негативное, осуждающее, оценивающее, например, «какой неуклюжий!» или будут смеяться.

В когнитивно-поведенческой психотерапии есть великолепный метод — опросы. Мы делаем такие опросы, когда у клиента есть некое мнение или убеждение, как обстоят дела, и это убеждение — нерационально и приводит к возникновению дискомфорта.

Например, в этом случае, клиент был уверен, что если он споткнется на улице, то подавляющее большинство людей, увидев это, продемонстрируют негативную реакцию, осудят или оценят его, или даже будут насмехаться над ним. 

К чему приводят такие ожидания? К постоянному напряжению и тревоге, когда ты идешь по улице. К страху, что того и гляди ты споткнешься. Ты сконцентрирован на собственных ощущениях и поведении — и разумеется, как только представится малейшая возможность, ты действительно споткнешься, потому что все мышцы напряжены :) Довольно типичные ожидания при социальной тревожности (социофобии).

Мы можем долго объяснять клиенту на собственном опыте или на теоретических знаниях, что мир — не настолько враждебное место. Что большую часть времени люди предпочитают думать о себе, о своих проблемах и делах. О том, что действительно, могут быть и насмешки и оценки, но точно не большинство.

Гораздо быстрее и эффективней сработает именно собственное исследование реальности. Если попробуешь на своей собственной «шкурке», то она окажется гораздо ближе к телу.

Я сказала: «Окей, вы считаете, что люди скажут или подумают про вас, что вы неуклюжий. Я же считаю, что люди подумают что-то другое, например, «Ой бедняжка, жалко его». Пока мы не знаем, чья версия чаще всего встречается — ваша или моя, но давайте это проверим?

Также важно обсудить все другие возможные гипотезы, что ещё могут подумать или сказать люди, и составить прогноз результата. Что мы и сделали.

Что мы выяснили

Клиент узнал мнение у 10 человек, и я получила 24 ответа, итого у нас накопилось более 30 мнений. К моему удивлению, самый популярный ответ был «ничего не подумаю». Это был для меня сюрприз, потому что я провела подобных экспериментов очень много, по разным темам, и совершенно забыла про этот вариант, а он при этом чаще всего встречается и наиболее желателен для клиента.

На втором месте по популярности были ответы из категории «сочувствие»: то самое «ой, бедняжка».

И, разумеется, как мы и предполагали, были осуждающие, негативно оценивающие и насмехающиеся ответы («неуклюжий» или «похихикаю»), но… они были с большим отрывом, на самом последнем месте. Грубо говоря, 20 человек отвечают «ничего» или «сочувствую», и только 3 отвечают «похихикаю». Чего смешного, кстати? Дело-то житейское.

Когда клиент сравнивает результаты со своим предварительным прогнозом, он обычно удивляется и открывает что-то новое. В этом случае — знание о том, что люди не настолько внимательны к проходящим мимо и не настолько негативно настроены (а даже наоборот), как он считал раньше. Как следствие, новая информация => новое отношение => чуть меньше тревоги и напряжения.

Поскольку это знание клиент получает сам, в результате своего собственного исследования, ценность этой информации для него повышается. И достаточно одного такого эксперимента вместо тысячи слов о том, что люди не такие вредные на самом деле, а ты не на сцене :))

Какой эффект для клиента

Когда клиент сравнивает то, что получилось со своим предварительным прогнозом, он обычно удивляется и открывает что-то новое. В ситуации, если эксперимент был спланирован корректно!

В этом случае клиент получил знание о том, что люди не настолько внимательны к проходящим мимо, как он предполагал. Они не так сильно негативно настроены, как он считал раньше, более того, большинство людей настроены нейтрально или позитивно.

Полученная новая информация даёт возможность развить новое отношение, и, как результат — снижается тревога и уменьшается напряжение.

Поскольку это знание клиент получил сам, в результате своего собственного исследования, ценность этой информации для него повышается. Достаточно одного такого эксперимента вместо тысячи слов о том, что люди не такие вредные на самом деле, а ты находишься не на сцене.

Другие опросы этого же типа:

Поделиться:

Поддержать

Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips


Наталья Михайлова

Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.

Узнать больше ↗︎