Психология и психотерапия

Модели (парадигмы) в психологии: кто есть кто

В современной психологии для объяснения и лечения проблемного функционирования используется несколько различных моделей: от биологической модели к социокультурной. Биологическая модель говорит о том, что главное — это физические процессы в организме. То есть гены и физиология, а остальное — неважно; значит, будем лечить лекарствами. Социокультурная считает, что главное — это влияние общества и культуры. То есть как воспитали, так и живём; следовательно, будем перевоспитывать правильным примером. Между этими двумя моделями находятся ещё четыре модели: психодинамическая, поведенческая, когнитивная и экзистенциально-гуманистическая. Разберём их каждую поподробнее. «Типичные разговоры» можно рассматривать как юмористические иллюстрации. Критические замечания есть, разумеется, для каждой модели. Общим для критики является то, что ни одна из моделей не является всеобъемлющей и объясняющей всё, и не является законченной.

Биологическая модель рассматривает психологические проблемы с медицинской точки зрения, например, так: основная причина — это аномальное функционирование вашего головного мозга. Или: у вас проблемы с передачей сигналов от нейрона к нейрону. Или избыточная активность допамина, и низкая активность серотонина.  Или избыточное выделение надпочечниками гормона кортизола. Отсюда, разумеется, следует лечение этих аномально протекающих процессов лекарственными препаратами. Психотропные, противотревожные, антидепрессанты, нормотимики, антипсихотики… Если не помогло, можно применить ЭСТ — электросудорожную терапию. Иногда даже производят операции на головном мозге, например, лоботомию.

Типичный разговор в биологической модели:

Врач-психиатр: На что жалуетесь?

Пациент: Плохое настроение, ничего не хочется, слезы льются по пустякам, устаю сильно, аппетита нет.

Врач-психиатр: Понятно. Вот вам хороший современный антидепрессант.

Психодинамическая модель является старейшей и наиболее известной из современных психологических моделей: с ней связаны такие имена, как: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер и др. А также такие слова, как: психоанализ, бессознательное, Эго, Суперэго, либидо, вытеснение, сублимация, инсайт, катарсис, детская травма и т.п. Эта модель исходит из того, что психологические проблемы обусловлены скрытыми психологическими силами в человеке, которые он не осознаёт, эти силы взаимодействуют и конфликтуют друг с другом. Сегодня теорией Фрейда в чистом виде мало кто пользуется, и наибольшим влиянием обладают эго-психология, селф-психология и теория объектных отношений. В психодинамической модели используется метод беседы с пациентом, метод свободных ассоциаций, интерпретация терапевта и т.п., для того, чтобы выявить прошлые травмы и те самые внутренние конфликты.

Типичный разговор в психодинамической модели:

Психоаналитик: Какой сон вам приснился сегодня?

Пациентка: Что я гуляю по парку, увидела скамейку и присела отдохнуть. И тут я заметила, что в кустах что-то шевелится. Что-то странное, имеющее отношение к моему отцу. Что-то такое приходит мне на ум, не знаю, что это.

Психоаналитик: Гм-гм. (Пауза). Это находится на границе вашего сознания?

Для поведенческой модели самым главным объектом является наше поведение, или реакция на ситуацию. Основная предпосылка, простыми словами, такая: человек — это сумма выученных реакций. Усвоил аномальную реакцию? — пожалуйста, вот аномальное поведение. Правильный стимул и правильное вознаграждение? — пожалуйста, вот и научился вести себя хорошо в обществе. Вспомним классические эксперименты Ивана Павлова на собаке с мясом, метрономом и слюной; хотя примеры из серии «стимул-реакция» есть сплошь и рядом в нашей повседневной жизни, не за чем заходить далеко в лаборатории. Один из методов, который используется в поведенческой модели — это систематическая десенситизация, когда, грубо говоря, клиент много раз проходит через пугающую его ситуацию, от наименее пугающей к наиболее пугающей, под контролем терапевта. В итоге, клиент перестаёт бояться и в реальности. То есть, цель данного метода — заменить проблемную реакцию на приемлемую и научить человека демонстрировать приемлемую реакцию каждый раз, когда это понадобится.

Типичный разговор в поведенческой модели:

Терапевт: В чём у вас проблема?

Клиент: Боюсь больших собак, мне это мешает.

Терапевт: Понятно. Вот нарисованная собака — вам страшно? Прекрасно. Вот маленькая плюшевая собака — страшно? Вдохните-выдохните. Расслабьтесь. А вот большая надувная собака. Дышите-не дышите. Прекрасно. А теперь пойдёмте на улицу, посмотрим на собак на безопасном расстоянии.

В когнитивной модели основное внимание сосредотачивается на мышлении. Каждый из нас рисует в своей голове уникальный мир из объяснений происходящего. Почему она не разговаривает сегодня со мной? А-а-а, она меня невзлюбила, ну и я тогда тоже! Или: А-а-а, она узнала, где я был в пятницу, может быть, что-нибудь соврать?! Или: А-а-а, все бабы — такие стервы, аж тошнит! А как было на самом деле? Может быть, у неё болит горло, пришла повестка в суд, да ещё и трубу утром прорвало? В общем, нелогичное, искажённое мышление, некорректные интерпретации происходящего, ошибочные допущения и убеждения могут причинять нам вред и боль. В когннитивной терапии (методе в этой модели) используется множество способов, чтобы помочь человеку обнаружить ошибки своего мышления. Например, оценка выгод и издержек, ABC-анализ, правдоподобное переформулирование и т.п.

Типичный разговор в когнитивной модели:

Клиент: У нас в компании идёт сокращение штатов. Я пропал, если меня уволят.

Терапевт: Что значит — «пропал»?

Клиент: Я стану безработным. Это унизительно. Нет денег.

Терапевт: Ну допустим, вот вы стали безработным, нищим, униженным и не уважаемым. И в чём тут катастрофа?

Клиент: Это ужасно, я никогда не смогу с этим смириться!

Терапевт: А что самое страшное может произойти в этой связи?

Клиент: …Я могу покончить с собой…

Терапевт: Значит, следуя вашей логике, вы планируете покончить с собой в связи с сокращением штата в вашей компании?

Клиент: Что за бред вы говорите?!

Терапевт: Это ваша логическая цепочка.

Итак, всё это понятно: гены, нервные клетки, мозги, стимул-реакция; также понятно, что есть какое-то бессознательное, где творится неизвестно что, пока мы спим; а как насчёт таких вещей, как ценности, смысл, выбор, самоактуализация, аутентичность? Всё это и даже больше представлено в направлениях экзистенциально-гуманистической модели. С этой моделью связаны методы клиент-центрированной терапии, гештальт-терапии и экзистенциальной терапии. Безусловная положительная поддержка и эмпатия, а также принцип «здесь и сейчас», принятие ответственности за свою жизнь и свой выбор, наполнение своей жизни смыслом и ценностями — вот основные характеристики экзистенциально-гуманистического направления.

Типичный разговор в гуманистической модели:

Клиентка: Я всё время беспокоюсь — о деньгах, о людях, об одежде, что про меня думают другие…

Терапевт: Мне кажется, вам очень важно мнение других людей.

Клиентка: Да, но это по идее не должно меня беспокоить.

Терапевт: Вам кажется, что эти вещи не должны вас беспокоить, но тем не менее вы сильно о них беспокоитесь.

Клиентка: Не все, лишь некоторые беспокоят меня особенно сильно. Они как будто накапливаются во мне, теснятся и вот-вот взорвутся.

Терапевт: Вы ощущаете некоторого рода давление с долей фрустрации и чувствуете, что вещи неуправляемы.

 

Бонус :) мой любимый типичный разговор в экзистенциальной модели, сколько бы раз я его не читала/вспоминала/цитировала, он мне кажется очень смешным и крайне логичным:

Пациент: Я не знаю, зачем я продолжаю сюда приходить. Всё, что я делаю — я говорю вам одно и то же снова и снова. И ничего не происходит.

Терапевт: Я тоже устал слушать одно и то же снова и снова.

Пациент: Может быть, мне перестать к вам ходить.

Терапевт: Это вам решать.

Пациент: Что, по-вашему, мне следует сделать?

Терапевт: А что вы хотите сделать?

Пациент: Выздороветь хочу.

Терапевт: Прекрасно.

Пациент: Ладно, если вы считаете, что мне следует остаться, окей, я останусь.

Терапевт: Вы хотите, чтобы я вам велел остаться?

Пациент: Вам лучше знать, вы же — врач.

Терапевт: Я похож на врача?

И последняя модель — это социокультурная модель. Каковы общественные нормы, которые влияют на нас? Какие у нас роли (и какие ярлыки?) в обществе? Принадлежим ли мы какой-нибудь группе? Нарушенная семейная структура или коммуникативные нарушения, специфические стрессы со стороны социальных групп могут привести к тому, что человек начинает испытывать психологические проблемы. Социокультурная модель использует специально разработанные методы групповой терапии, супружеской и семейной терапии, группы взаимопощи для людей со схожими проблемами и т.п. методы.

Типичный разговор в семейной терапии:

Терапевт: Расскажите, пожалуйста, нам всем об изменениях, которые вы заметили у Томми.

Миссис Дейвис: Он начал драться в школе, стал своенравным и непокорным, ведёт себя грубо со всеми, даже с сестрой.

Мистер Дейвис: Я считаю, это нормально — драться в школе. Я дрался, и ничего, вырос нормальным человеком. Но к родителям нужно относиться с почтением. Мой отец, если я выходил за рамки, шлёпал меня хорошенько.

Терапевт: Мистер Дейвис, а вам приходилось хоть раз шлёпать Томми?

Мистер Дейвис: Бывало, пару раз, но это бесполезно…

Томми: Он постоянно бьёт меня!

Миссис Дейвис: Томми, если бы ты вёл себя хорошо, тебя бы никто не трогал! Мне не нравятся эти наказания, но я вижу, как твоё поведение раздражает твоего отца.

Мистер Дейвис: Да, дорогая, меня так это раздражает, иной раз домой не хочется возвращаться. Тебе-то не приходится весь день работать, а потом вечером приходить и терпеть всё это.

Миссис Дейвис: Ты что хочешь сказать?! Что быть дома весь день — так уж и легко? Ты считаешь, твоя обязанность только зарабатывать — и всё?! А всё остальное должна делать я?! Я не намерена так больше жить! Почему люди в этой семье не могут жить нормально?!

Терапевт: Да, похоже, нам предстоит во многом разобраться…


Обратите внимание, что в разных моделях лица, участвующие в процессе, называются по-разному: где-то психиатр, где-то психоаналитик, где-то клиент, а где-то пациент. В чём, собственно, разница: есть базовое высшее медицинское, а есть высшее психологическое образование. Тот, кто стал медиком, потом может стать врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом, а ещё может получить дополнительное образование, например, в психоанализе и стать психоаналитиком. Или гештальтистом. А ещё врач может выписывать рецепты на лекарства.

А тот, кто закончил высшее психологическое образование, врачом или психиатром не станет. Он станет психологом, а потом получит дополнительную квалификацию, например, по психотерапии и станет психотерапевтом; или дополнительную квалификацию по психоанализу и станет психоаналитиком. Или гештальтистом. И рецепты он не выписывает.

Гадание по картам Таро, астрология, фен-шуй, исправление ауры и прочая дребедень прочие занятия взрослых людей не стоят рядом с научной психологией. Отчасти имеют отношение к бытовой психологии —  ну надо же хоть как-то понимать людей, чтобы зарабатывать деньги. :)

Я работаю в рамках когнитивно поведенческой (или бихевиоральной) психотерапии, когда оказываю психологические консультации.

Эта статья была для вас полезна? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 голосов, средняя оценка: 4,00 из 5)

Очень удобно получать все интересные статьи сразу в Telegram 👉👉 Подписывайтесь!

Самое интересное на вашу почту

Подпишитесь сейчас и сразу же получите письмо с планом, как самостоятельно научиться решать проблемы

Советы психолога уже читают: 981

А вы что думаете?