Мы знаем, что одним из компонентов порочного круга социофобии  является «пережевывание» в мыслях произошедшего события.

Ещё мы знаем, что при социофобии люди как будто бы застревают на определённых аспектах ситуации, как правило, негативных: меня плохо оценили, я мямлил, всё прошло неудачно и так далее.

Почему всё это застревает в памяти? Почему для того, чтобы избавиться от явления «пережёвывания», нужна психотерапия? Попытка объяснить эти особенности сделана в одном новом исследовании нескольких университетов США и Канады1.

Социофобия занимает всю «оперативку»

По-научному явление «пережёвывания» называется руминация, или постоянное вращение мыслей вокруг одной и той же темы, что-то вроде зацикливания. Произошедшее воспринимается в негативном свете, свои действия оцениваются как недостаточные, неадекватные, неправильные.

В воображении вновь и вновь проигрывается ситуация с размышлениями вроде «надо было сказать по-другому» или «как плохо я выглядел в этот момент», постоянно обдумываются причины и последствия ситуации. Такое «пережевывание» может длиться от десятков минут до нескольких суток.

Оказывается, причина может быть связана с некоторыми особенностями работы памяти.

По аналогии с компьютерами, для упрощения понимания, представьте себе, что у вас есть оперативная память, с помощью которой вы можете держать в уме небольшие части информации, необходимые для решения сиюминутной задачи. Считается2 , что тревога и беспокойство связаны с недостаточной ёмкостью рабочей памяти. То есть туда помещается не очень много. Или оно там застревает и поэтому на другую информацию не хватает места.

Поскольку социофобия — это тревога, то получается, что и на неё тоже распространяется эта нехватка.

Исследователи изучили, каким образом происходит хранение и переработка информации у людей с социофобией и социальной тревожностью, по сравнению с людьми, у которых проблем в общении нет. Они показывали испытуемым картинки, изображавшие разные эмоциональные стимулы: негативные, нейтральные и позитивные. Иными словами, эти картинки вызывают определённый эмоциональный отклик у того, кто их видит: они провоцируют или негативные эмоции, или позитивные, или никакие.

Картинки показывали по одной, сериями по 4 шт., после чего просили испытуемых воспроизвести, в каком порядке шли картинки. Иногда просили воспроизвести в прямом порядке (как изначально было показано испытуемому), а иногда — в обратном.

И тут выяснилось, что между испытуемыми с СФ и испытуемыми без СФ есть существенная разница.

Мозг легче обрабатывает негативное

Разница состояла в том, что людям с социофобией было сложнее восстановить порядок картинок, если картинки были нейтральные. Негативные они обрабатывали в голове гораздо быстрее.

А вот люди без СФ дольше справлялись с любыми эмоциональными картинками, будь то негативные или позитивные.

Причём, не было обнаружено никакой разницы с запоминанием и хранением информации в рабочей памяти. Отличия возникают как раз на этапе её обработки.

Эмоции играют большую роль в общении и жизни: они дают львиную долю информации о происходящем. Соответственно, как предположили исследователи, если социофобу легче обработать эмоционально «заряженную» картинку, значит, в ней для него содержится много информации.

Но представьте себе на минутку, что если эта информация неверная? Или её сочли важной, в то время как она на самом деле неважна? Что если способность легко фокусироваться на негативной эмоциональной стороне события при этом отфильтровывает нейтральную информацию, которая была не менее важна?

В принципе, эти предположения не противоречат идее, что при социофобии люди фокусируются только на определённых (как правило негативных) объяснениях и предположениях, им трудно взглянуть на ситуацию с другой (как правило нейтральной) стороны.

Хорошая новость: мозг можно переучить. Вот поэтому и нужна психотерапия социофобии, чтобы всё-таки научиться видеть и учитывать нейтральную информацию. По мере того, как мозг будет формировать новые связи между событиями и объяснениями, проходит и «пережёвывание».


1K. Lira Yoon, Amanda M. Kutz, Joelle LeMoult & Jutta Joormann (2016): Working memory in social anxiety disorder: better manipulation of emotional versus neutral material in working memory, Cognition and Emotion, DOI: 10.1080/02699931.2016.1257482
2Moran, T. P. (2016). Anxiety and working memory capacity: A meta-analysis and narrative review. Psychological Bulletin, 142(8), 831–864. doi:10.1037/bul0000051

Поделиться: