Мы знаем, что одним из компонентов порочного круга социофобии является «пережевывание» в мыслях произошедшего события.
Ещё мы знаем, что при социофобии люди как будто бы застревают на определённых аспектах ситуации, как правило, негативных: меня плохо оценили, я мямлил, всё прошло неудачно и так далее.
Почему всё это застревает в памяти? Почему для того, чтобы избавиться от явления «пережёвывания», нужна психотерапия? Попытка объяснить эти особенности сделана в одном новом исследовании нескольких университетов США и Канады1.
Социофобия занимает всю «оперативку»
По-научному явление «пережёвывания» называется руминация, или постоянное вращение мыслей вокруг одной и той же темы, что-то вроде зацикливания. Произошедшее воспринимается в негативном свете, свои действия оцениваются как недостаточные, неадекватные, неправильные.
В воображении вновь и вновь проигрывается ситуация с размышлениями вроде «надо было сказать по-другому» или «как плохо я выглядел в этот момент», постоянно обдумываются причины и последствия ситуации. Такое «пережевывание» может длиться от десятков минут до нескольких суток.
Оказывается, причина может быть связана с некоторыми особенностями работы памяти.
По аналогии с компьютерами, для упрощения понимания, представьте себе, что у вас есть оперативная память, с помощью которой вы можете держать в уме небольшие части информации, необходимые для решения сиюминутной задачи. Считается2 , что тревога и беспокойство связаны с недостаточной ёмкостью рабочей памяти. То есть туда помещается не очень много. Или оно там застревает и поэтому на другую информацию не хватает места.
Поскольку социофобия — это тревога, то получается, что и на неё тоже распространяется эта нехватка.
Исследователи изучили, каким образом происходит хранение и переработка информации у людей с социофобией и социальной тревожностью, по сравнению с людьми, у которых проблем в общении нет. Они показывали испытуемым картинки, изображавшие разные эмоциональные стимулы: негативные, нейтральные и позитивные. Иными словами, эти картинки вызывают определённый эмоциональный отклик у того, кто их видит: они провоцируют или негативные эмоции, или позитивные, или никакие.
Картинки показывали по одной, сериями по 4 шт., после чего просили испытуемых воспроизвести, в каком порядке шли картинки. Иногда просили воспроизвести в прямом порядке (как изначально было показано испытуемому), а иногда — в обратном.
И тут выяснилось, что между испытуемыми с СФ и испытуемыми без СФ есть существенная разница.
Мозг легче обрабатывает негативное
Разница состояла в том, что людям с социофобией было сложнее восстановить порядок картинок, если картинки были нейтральные. Негативные они обрабатывали в голове гораздо быстрее.
А вот люди без СФ дольше справлялись с любыми эмоциональными картинками, будь то негативные или позитивные.
Причём, не было обнаружено никакой разницы с запоминанием и хранением информации в рабочей памяти. Отличия возникают как раз на этапе её обработки.
Эмоции играют большую роль в общении и жизни: они дают львиную долю информации о происходящем. Соответственно, как предположили исследователи, если социофобу легче обработать эмоционально «заряженную» картинку, значит, в ней для него содержится много информации.
Но представьте себе на минутку, что если эта информация неверная? Или её сочли важной, в то время как она на самом деле неважна? Что если способность легко фокусироваться на негативной эмоциональной стороне события при этом отфильтровывает нейтральную информацию, которая была не менее важна?
В принципе, эти предположения не противоречат идее, что при социофобии люди фокусируются только на определённых (как правило негативных) объяснениях и предположениях, им трудно взглянуть на ситуацию с другой (как правило нейтральной) стороны.
Хорошая новость: мозг можно переучить. Вот поэтому и нужна психотерапия социофобии, чтобы всё-таки научиться видеть и учитывать нейтральную информацию. По мере того, как мозг будет формировать новые связи между событиями и объяснениями, проходит и «пережёвывание».
1K. Lira Yoon, Amanda M. Kutz, Joelle LeMoult & Jutta Joormann (2016): Working memory in social anxiety disorder: better manipulation of emotional versus neutral material in working memory, Cognition and Emotion, DOI: 10.1080/02699931.2016.1257482
2Moran, T. P. (2016). Anxiety and working memory capacity: A meta-analysis and narrative review. Psychological Bulletin, 142(8), 831–864. doi:10.1037/bul0000051
Поддержать
Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips
Наталья Михайлова
Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.