Психология и психотерапия

Поиск благовидных причин для своих поступков

Райан МакМаллин пишет в своей книге «Практикум по когнитивной терапии» в разделе «Поиск уважительной причины», и, по-моему, примеры очень смешны, хоть и немного печальны. Привожу с сокращениями. Отметки по тексту  — мои.

Ещё у него есть очень смешные и яркие примеры в разделе «Логические ошибки«. Всем надо взять на вооружение парочку способов, пригодится.  Например, в продажах. :)

Существует один тип заблуждений, который настолько универсален и так вреден, что заслуживает отдельного упоминания.
Большинство клиентов совершают эту ошибку, которая засоряет ясность их мышления. Она называется «поиск уважительной причины».

Клиенты имеют привычку придумывать вещи просто для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Не важно, что мысль неверна или у клиента нет достаточных доказательств, чтобы верить в нее. Многие клиенты принимают ее в качестве основного и простого довода, заключающегося в том, что от веры в ту или иную их идею им становится хорошо.

Это защита позиции при помощи наиболее приятного, а не логического или рационального, аргумента. Проще говоря, это значит, что клиенты сначала чувствуют, потом рассуждают.

Поиск благовидной причины — крайне деструктивное заблуждение. Оно разрушает восприятие правды и подразумевает, что одна сторона верна, в то время как другая бесполезна. Но наибольший вред заключается в том, что клиенты вообще перестают искать правду. Вместо этого они тратят время на то, чтобы отыскать наиболее убедительный способ продемонстрировать то, что они правы. После этого остается мало времени на выяснение того, правы ли они были с самого начала.

Для некоторых клиентов ошибка может быть фатальной. Следование этому заблуждению может привести клиента к личной катастрофе, которая будет постоянно разрушать его жизнь. Поиск уважительных причин для симптомов ограждает симптомы от изменения. Это похоже на строительство стены вокруг патологии, так что ничто не может ее достать. Поиск уважительной причины сажает все проблемы за замок и уводит людей от их разрешения.

Вероятно, наилучший метод пресечь эту ошибку — сказать клиенту, чтобы он признал человеческую склонность отыскивать уважительные причины и компенсировал это активными поисками неблаговидных причин. Часто я говорю клиентам: «Идите и найдите самую неблаговидную причину своей убежденности и сопоставьте это с вашей лучшей уважительной причиной. Затем, когда обе причины будут у вас в голове, вам будет легче увидеть действительный источник ваших проблем».

Примеры
Позиция: страдает алкоголизмом.
Благовидная причина: У меня было бедное несчастное детство.
Неблаговидная причина: Я пьяница, который не признается себе в этом.
Позиция: страдает фобией.
Благовидная причина: Я эмоционально чувствительный человек, замечающий такие опасности, которые другие просто не видят.
Неблаговидная причина: Я трус, которому не хватает дерзости взглянуть в лицо своим страхам.
Позиция: проблемы с браком.
Благовидная причина: Мой супруг безразличен к моим нуждам.
Неблаговидная причина: Я избалованный ребенок, который не хочет вносить свой вклад в развитие отношений.
Очевидно, что не только клиенты подвержены этому заблуждению. Все мы совершаем эту ошибку. Вот примеры этому.
Позиция: оштрафован за превышение скорости.
Благовидная причина: Этим ментам больше нечего делать, как изводить бедных честных граждан.
Неблаговидная причина: Я самонадеянный сукин сын, который думает, что законы к нему не относятся.
Позиция: политический консерватизм.
Благовидная причина: Я патриот, желающий осуществления лучшей политики, для создания которой моей стране понадобились десятилетия. Неблаговидная причина: Я хочу сохранить все деньги, которые я заработал при старой системе, и не хочу, чтобы кто-то получил от них хоть толику.
Позиция: политический либерализм.
Благовидная причина: Я хочу улучшить общество со всех сторон, так чтобы оно отвечало интересам и потребностям всех людей.
Неблаговидная причина: У меня нет ни умений, ни трудо любия, ни смелости их приобрести в мире конкуренции, поэтому мы должны все изменить, чтобы у меня появился шанс в новой системе.
Позиция: психотерапевт фрейдистского толка.
Благовидная причина: Это единственная система для работы с глубинными причинами эмоциональных проблем, все остальные работают над поверхностными симптомами.
Неблаговидная причина: Клиентам потребуются годы, чтобы пройти полный курс терапии. Подумайте, сколько денег я могу получить.
Позиция: психотерапевт когнитивно-бихевиорального на правления.
Благовидная причина: Это наиболее тщательно исследованный и точный с научной точки зрения метод.
Неблаговидная причина: Не выношу неопределенности, эмоции и чувства смутны и приводят в замешательство, мне нужно, чтобы все было ясно и упорядоченно. (как точно сказано, я всегда так считала)
Позиция: психотерапевт нового времени.
Благовидная причина: Я убежден, что нам нужно обращаться с человеком как с целым — и с духовным, и с эмоциональным, и с поведенческими его аспектами, — а не расчленять его на мелкие части.
Неблаговидная причина: Я никогда не смогу пройти курсы научной терапии. Моя теория настолько неопределенна и зыбка, что никто не определит, знаю ли я что-либо вообще или нет.
«Поиск уважительной причины» похож на понятие «рационализация», которое долгое время употреблялось в психологии. Мы используем это понятие больше как самоподкрепляющуюся когницию; человек верит в ту или иную идею просто потому, что от веры в нее ему становится лучше. Мы противопоставляем это значение более старым психодинамическим взглядам на рационализацию как на защитный механизм или психологическую стратегию, которая позволяет избежать поступления в сознание нежелательной подсознательной информации.

Эта статья была для вас полезна? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Ваша оценка будет самая первая :))

Самое интересное на вашу почту

Подпишитесь сейчас и сразу же получите письмо с планом, как самостоятельно научиться решать проблемы

Советы психолога уже читают: 1072

А вы что думаете?