Практика

Принципы оказания услуг психологической помощи в режиме онлайн

Средняя оценка: 5.0. Всего голосов: 1.
Пожалуйста, подождите...

Данные рекомендации были разработаны Международным обществом охраны психического здоровья онлайн (ISMHO), оригинальный текст опубликован на сайте ISMHO (на английском языке), вольный перевод на русский язык — мой.

Обычно онлайн-терапия дополняет традиционное консультирование клиентов, но иногда онлайн-терапия — это единственный способ, каким оказывается помощь клиенту. Данные рекомендации (принципы консультирования) имеют отношение исключительно к методам онлайн-консультирования. Вопросы использования других психотерапевтических техник в данных рекомендациях никаким образом не затрагиваются. Термины «онлайн-терапия», «клиент», «терапевт» использованы исключительно по причине широты определений и исключительно в целях упрощения текста, и тем самым, не оказывают никакого неуважения традициям или индивидуальным аспектам любой психотерапевтической дисциплины.

  1. Клиент должен быть информирован до начала онлайн-терапии. В частности, клиент должен быть информирован о процессе терапии, иметь сведения о терапевте, потенциальных рисках, недостатках и преимуществах онлайн-терапии, мерах защиты от этих рисков, и об имеющихся альтернативах этому виду терапии.

    1. Процесс.

      1. Возможные недопонимания.

        Клиент должен быть информирован, что в онлайн-терапии (как и в любом другом способе, основанном на тексте, к примеру, по электронной почте) возможны недопонимания (так как отсутствует важная невербальная информация) и даже при условии использования видеокамеры.

      2. Время возврата.

        Одна из важных особенностей оказания онлайн-терапии при использовании асинхронной коммуникации (не в «реальном времени», например, по электронной почте) — это время возврата (оборота информации). Клиент должен быть информирован, как быстро он может ожидать от терапевта ответ, после того, как напишет ему письмо.

      3. Конфиденциальность и частная жизнь терапевта.

        Вопросы конфиденциальности и частной жизни в режиме онлайн становятся более актуальными, чем в очной терапии. Терапевт имеет право на конфиденциальность и свою частную жизнь, поэтому он может желать ограничить или запретить какое-либо копирование, тиражирование или запись общения с клиентом. См.ниже о конфиденциальности клиента.

    2. Терапевт.

      Если клиент и терапевт не встречаются лично, клиент имеет меньше возможностей оценить терапевта и решить, вступать ли клиенту в терапевтические отношения или нет с данным конкретным терапевтом.

      1. Имя.

        Клиент должен знать имя терапевта. Использование псевдонимов в сети Интернет широко распространено, но клиент должен знать настоящее имя своего терапевта.

      2. Квалификация.

        Клиент должен быть информирован о квалификации и образовании терапевта. Основными сведениями являются: соответствующее высшее образование и иные сертификаты, свидетельства, дипломы. Терапевт может дополнительно указать информацию о специально пройденных тренингах или особом опыте.

      3. Как убедиться в квалификации.

        В целях того, чтобы клиент могу убедиться в квалификации терапевта, терапевт должен предоставить телефоны или ссылки на сайты образовательных учреждений, выдавших диплом (сертификат).

    3. Потенциальные преимущества.

      Клиент должен быть информирован о потенциальных преимуществах полученися психологической помощи онлайн. В том числе, условия, при которых терапевт считает онлайн-терапию уместной и подходящей, и возможные преимущества собственно онлайн-терапии. К примеру, потенциальные преимущества консультирования по электронной почте могут включать: (1) возможность отправлять и получать сообщения в любое время суток; (2) отсутствие необходимости передавать сообщения через третьих лиц; (3) отсутствие не только третьих лиц, но также и голосовой почты и невозможности дозвониться до терапевта по телефону; (4) возможность составлять письмо терапевту и раздумывать над ним так долго, как хочется; (5) иметь переписку с терапевтом под рукой для того, чтобы обратиться к ней в любой момент позже; и (6) чувствовать себя более расслабленно, чем при очном приёме.

    4. Потенциальные риски.

      Клиент должен быть информирован о потенциальных рисках онлайн-терапии. К примеру, потенциальные риски терапии по электронной почте могут включать:  (1) сообщения могут быть не получены и (2) может быть нарушена конфиденциальность личной информации. Электронные письма могут быть не доставлены адресату по причине, если они отправлены по другому адресу (что может привести к нарушению конфиденциальности), или если они были просто не замечены терапевтом. Конфиденциальность может быть нарушена в процессе передачи данных хакерскими действиями или на уровне провайдера интернет-услуг, или кем угодно, имеющим доступ к ящику электронной почты илик  компьютеру. Должны быть предприняты особенные меры безопасности в случае, если используется общий компьютер с членами семьи, студентами, в библиотеке и т.п. публичных местах.

    5. Меры безопасности.

      Клиент должен быть информирован о мерах безопасности, предпринимаемыми терапевтом, а также, какие меры безопасности может предпринять сам клиент в целях защиты от вышеназванных потенциальных рисков. К примеру, (1) может быть запрошено (настроено) «подтверждение получения» электронной почты и (2) может быть установлен пароль на компьютер или, что более безопасно, но и более сложно, — может использоваться шифрование.

    6. Альтернативы.

      Клиент должен быть информирован об имеющихся альтернативах онлайн-терапии. К примеру, возможные варианты могут быть: (1) очная терапия на приёме, (2) разговор с другом или членом семьи, (3) упражнения или медитация, или (4) не делать ничего.

    7. Опекунство.

      Некоторые люди не в состоянии самостоятельно принимать решения, могут ли они использовать онлайн-терапию. В этом случае решение должено быть получено от родителя, официального опекуна, или иного официального представителя интересов — и данный представитель должен подтвердить как свою личность, так и опекунство.

  2. Стандартная процедура.

    В целом, при онлайн-терапии терапевт должен использовать те же процедуры и техники, что и при обычной очной терапии. В том числе:

    1. Границы компетенции.

      Терапевт должен оставаться в своих границах компетенции и не пытаться работать с проблемой онлайн, если терапевт не стал бы работать с этой проблемой при очной терапии.

    2. Требования к практике.

      Терапевт должен соответствовать всем необходимым требованиям к психотерапевтической и психологической практике (к примеру, иметь соответствующий диплом), в соответствии с законодательством его местонахождения. А также может потребоваться, чтобы были соблюдены требования и по местонахождению клиента. См. выше Квалификации.

    3. Структура онлайн-терапии.

      Терапевт и клиент должны договориться о частоте и способе коммуникации, методе определения стоимости, приблизительной общей стоимости для клиента, способах оплаты и т.п.

    4. Оценка.

      Терапевт должен адекватно оценить клиента прежде чем проводить с ним онлайн-терапию. Клиент должен понимать, что эта оценка может быть улучшена или ограничена при коммуникациях онлайн.

    5. Конфиденциальность клиента.

      Конфиденциальность клиента должна быть защищена. Информация о клиенте может быть раскрыта только по его разрешению. Клиент должен быть информирован обо всех случаях-исключениях из этого правила.

    6. Записи.

      Терапевт должен вести записи об оказанной онлайн-терапии. Если эти записи включают в себя запись или копии переписки или видео-разговоров с клиентом, клиент должен быть проинформирован об этом.

    7. Установленные правила и рекомендации

      Терапевт разумеется должен следовать закону и иным установленным для его профессии и применимым к нему правилам и рекомендациям (например, разработанными профессиональными сообществами).

  3. Экстренные случаи.

    1. Процедуры.

      Клиент и терапевт должны обсудить, каким образом клиент может рассчитывать на экстренную помощь. Эти процедуры должны учитывать, что терапевт может не получить письмо или вызов клиента немедленно; а также у клиента должны иметься иные альтернативные способы получения помощи в этом случае.

    2. Иные альтернативные способы получения помощи в экстренной ситуации.

      Ещё одной важной особенностью онлайн-терапии является то, что терапевт может в данный момент времени находиться далеко от клиента. Это может накладывать ограничения на его возможность ответить клиенту немедленно в экстренной ситуации. Терапевт должен в этом случае иметь имя и контактный телефон квалифицированного специалиста, который уже или знает данного клиента, или является его лечащим врачом.

 

Копирование и перепечатка без моего разрешения запрещены.

Получи план, как решить проблемы! Уже читают: 1110
Средняя оценка: 5.0. Всего голосов: 1.
Пожалуйста, подождите...

А вы что думаете?