Конечно, я имею в виду не в прямом смысле «ядовитый, отравляющий», а в переносном. Это такой коллектив, в котором сложилась особая нездоровая атмосфера: токсическая.

Длительное пребывание в таком коллективе, при условии достаточной вовлечённости в тамошние процессы, может вызвать у человека психологические проблемы, например, депрессию, стрессовое состояние, повышенную тревожность, бессонницу и т.п. Такая компания может относительно успешно работать в финансовом плане, но внутри неё находиться тяжело.

Я уже писала о токсических людях и токсических отношениях, о том, как выяснить, где проходит граница между действительно токсическим персонажем и просто человеком с дурным характером или недостатком воспитания или знаний. Что касается коллективов, перед нами также стоит сложная задача: определить границу между токсическим коллективом и коллективом, где всего лишь собрались не слишком умные люди. В последнем случае, с ними ещё можно иметь дело (пусть это будет нелегко), но в случае токсической «команды» в офисе бороться с ними своими силами — это занятие, обреченное скорее на неуспех. К сожалению.

С другой стороны, если ничего поделать нельзя, то лучшей стратегией будет просто отпустить и идти вперёд, потому что тем самым вы открываете для себя возможность встретить новых людей и найти новую работу. Весьма вероятно, что эти новые люди и новая работа будут лучше тех, которых вы отпустили.

Как коллектив превращается в токсический

Как правило, это происходит от того, что в таком коллективе заводится токсический человек или даже несколько. Некоторые исследователи утверждают, что довольно часто это бывают именно токсические нарциссы.

Особенно нехорошо становится, если такой сотрудник занимает руководящую позицию на любом уровне менеджмента, потому что в этом случае в его руках имеются разнообразные инструменты для манипулирования людьми и управления ситуацией в своих интересах. Также это нехорошо, потому что если он входит в команду управленцев, то практически нет никаких вариантов его оттуда убрать или как-то повлиять на него.

Токсический сотрудник руководствуется в первую очередь своими личными интересами и мотивами: власть, поклонение окружающих, деньги, особый статус. Отношения с коллегами и подчиненными он выстраивает не с учётом интересов компании или служебной иерархии, а с позиции «нравится»-«не нравится» или даже «доверяю»-«не доверяю».

Среди других причин могут быть:

  • недостаточное финансирование;
  • слабый менеджмент;
  • затяжные конфликты;
  • культура, поощряющая статусность, особые привилегии, манипулирование и использование, эгоцентризм и проч.

Что НЕ является токсическим коллективом

Там, где есть люди — всегда есть большое разнообразие. Не всегда агрессия в коллективе — это признак нездоровой атмосферы. Во многих компаниях поощряется энергичность, давление, высокие стандарты, амбициозность и тому подобная тактика ведения дел и управления. Всё это в результате позволяет построить интенсивно работающие команды ради достижения хороших результатов. Бывают агрессивные, но справедливые лидеры. Они очень требовательны к себе, в первую очередь, они искренне стараются быть на высоте, и ждут такого же отношения к работе от подчиненных.

Во многих компаниях есть проблемы с коммуникацией. Информация может «застревать» на горизонтальных уровнях или не доходить до подчиненных сверху. Компании, которые не являются токсическими, открыто признают эти проблемы, обсуждают их и действительно стараются их решить, пусть и не всегда успешно. Но они работают именно над коммуникацией.

Токсический коллектив, наоборот, может делать вид, что решает эти проблемы с помощью, к примеру, активного обучения сотрудников, как бы подразумевая «Вы не умеете общаться, но мы сейчас вас научим тайм-менеджменту, и тогда (наверно) все решится само.» Или например, не делают вид, что пытаются исправить плохую коммуникацию, а просто обвиняют во всем кого-то конкретного или группу сотрудников. Зачастую виноватыми становятся кто-то из среднего персонала или те, кого давно уволили.

Поэтому не стоит всякую агрессию сразу воспринимать как нарушение ваших границ и издевательство. Вопрос в том, к чему это приводит. Действительно ли подобные методы улучшают результаты работы или происходит что-то другое? Также не стоит воображать, что вы подвергаетесь действию токсического коллектива, если, положа руку на сердце, вы не очень-то хотите работать в этой компании, вы не мотивированы. Или поменяйте своё отношение, или поменяйте работу, где от вас будут меньше требовать.

Признаки токсического коллектива

Допустим, вы устроились на новую работу. Вроде всё внешне хорошо: и зарплата, и условия труда, и коллектив прекрасный, как вам рассказали на собеседовании. Говорят, что поощряют коммуникацию между сотрудниками, способствуют карьерному росту и т.п. Однако, проработав некоторое время, вы почувствовали, что что-то здесь не так. Такое очень часто бывает, и дело может быть вовсе и не в токсическом коллективе! Но как понять, что вы попали именно в такой?

Что конкретно может быть не так? Например, вам заявляют, что в компании ценится равенство, дружелюбие, уважительное и профессиональное отношение к коллегам, но при этом один из руководителей позволяет себе регулярно измываться над подчинёнными, все это видят, и… несмотря на это, он считается одним из лучших руководителей, висит на доске почёта и получает ежегодную премию! Какое-то противоречие.

Есть два вида признаков: явные и скрытые.

Явные признаки токсического коллектива:

  • Один из сотрудников или несколько позволяют себе повышать голос, ведут себя агрессивно;
  • Он или они угрожают коллегам и подчиненным;
  • В коллективе имеются «козлы отпущения», которых травят. Что характерно, это могут быть люди, уже давным-давно уволившиеся, но до сих пор их обвиняют в крупных провалах;
  • В разговорах и на совещаниях используется сарказм и высмеивание в отношении сотрудников;
  • Драма — вот слово, которое точно описывает происходящее в коллективе. Кого-то увольняют — вокруг развивается интенсивный спектакль, в который многие вовлечены. Кто-то саботирует проект? Опять драма.
  • Сотрудники часто болеют. Не только физически, но у них так же бывают нервные срывы и т.п.

Теперь о скрытых признаках токсического коллектива.

Их может заметить только тот, кто уже поработал там, или кто-то, кто обладает проницательным взглядом и информацией изнутри.

  • Явно или исподволь в коллективе живёт идея вроде «Вам повезло, что вы тут работаете«. Особенно среди среднего и низшего персонала. Если вы услышали что-то подобное или намёки на такое от вашего начальника или HR-менеджера — это cигнал об опасности;
  • Недостаток информации или плохая коммуникация. Если вы регулярно ловите себя на ощущении, что с вами не делятся информацией, касающейся вас, вашей работы и вашей зоны ответственности — это очень типичный признак токсического коллектива.

Вы никогда или крайне редко получаете адекватную обратную связь о вашей работе. Если босс и разговаривает с вами, то вам кажется, что он груб и недоволен или что-то имеет против вас. Вы работаете много, за двух, трёх человек, и это воспринимается как нормальное явление, однако, стоит вам заговорить о повышении зарплаты, премии или карьерном росте, вы не получаете никакого ответа, ни да, ни нет, вас постоянно «кормят завтраками» и попросту игнорируют эту тему;

  • Большинство сотрудников недовольны. Нет энтузиазма в работе, люди редко улыбаются. Вы не слышали, чтобы кто-то говорил «Я люблю эту работу«. Большая текучка, в которой компания теряет таланты.
  • Между сотрудниками есть соперничество, могут быть т.н. «офисные войны кто кого уволит», процветают интриги и слухи. У начальников могут быть фавориты.
  • Дисфункциональные рабочие процессы: совещания выглядят потерей времени, когда многое говорится, но ничего не делается. Ставятся «взятые с потолка» дедлайны, в проектах путаница.

Постоянно добавляются всё новые и новые приказы, постановления и инструкции, но это не помогает решать текущие проблемы. Можно заметить характерную для токсических офисов болезнь под названием «Это делается так, потому что вот так и всё.» Или «Это делается так, потому что мы так делали всегда и точка.«

  • Один из начальников (или несколько) — тиран. Его подчиненным постоянно кажется, что он хочет контролировать их на 100%, и только и ждёт, чтобы они в чём-то ошиблись, т.к. наказание не заставит себя ждать.

Токсический босс редко выслушивает своих подчиненных и убеждён, что он всегда прав. Он любит демонстрировать свою власть и то, как он умеет обращаться с людьми и проектами. Он любит напоминать другим коллегам и подчиненным, за что конкретно они несут ответственность. Вам даже в голову не придёт обращаться к нему за помощью или за поддержкой. Словом, если вам кажется, что ваш босс ожидает от вас явки на работу даже при смерти — это токсический босс-тиран.

Вообще этот персонаж — токсический начальник — достоин отдельной большой статьи. Обязательно напишу, когда появится время. Пока оставайтесь на связи.

Что нужно делать

Первое, что стоит зарубить себе на носу относительно токсических коллективов — если нахождение там причиняет вам большой дискомфорт, не надо терпеть! Не стоит и тратить свои силы на борьбу и на попытки что-то исправить. Найдите себе новую работу как можно быстрее и уходите. Почему не стоит вовлекаться в исправления? Потому что с огромной долей вероятности, у вас ничего не получится, если только вы не собственник этого бизнеса.

Если вы будете откровенно разговаривать с коллегами в таком коллективе, вас сочтут интриганом, сплетником, а также будут уверять вас, что вы заблуждаетесь, бредите или у вас паранойя. Если вы пойдёте к вышестоящему начальству, они решат, что вы «копаете» под кого-то. Если вы  вступите в открытую конфронтацию с токсическим коллегой или, что ещё хуже, с токсическим начальником — вас неминуемо и быстро уволят. Таковы законы токсических коллективов. А вы останетесь с чувством вины, ощущением собственной никчёмности, обиды и бессилия. Если такое уже случилось, найдите психотерапевта или поддержку у близких.

Не оставайтесь на токсической работе в надежде, что что-нибудь скоро изменится. Только если вам точно известно, что токсический начальник или сотрудник увольняется в ближайшее время. Если это не так — не ожидайте каких-то особенных изменений.

Однако, если вы решите остаться (ну мало ли, какие у вас могут быть на то причины), вам было бы неплохо подстраховаться и защитить себя.

Вот что можно предпринять в такой ситуации:

  • Выработайте отношение, что вы не несёте ответственности за токсическое поведение других людей. Вы не виноваты в том, что не смогли соответствовать нереалистичным дедлайнам и ожиданиям.
  • Не оставайтесь одиночкой. Найдите себе сотоварищей, которые в чём-то похожи на вас или занимают похожие должности. Заручитесь поддержкой друг друга. Как в старые давние времена, в старшей школе. Это похоже.
  • Записывайте всё, абсолютно всё. Не удаляйте электронные письма. Неважно, используете вы это или нет в будущем, но в случае, если вдруг понадобится вспомнить кто и что кому говорил (особенно в коллективах с плохой коммуникацией), будет лучше, если у вас сохранится переписка по проектам.
  • Хочется сказать, не принимайте это на свой личный счёт, но на самом деле в токсических коллективах всё случается именно на чей-то конкретный личный счёт. Токсический босс может ежедневно измываться именно над вами, а токсический коллега может решить, что именно вы станете его следующей «жертвой». Поэтому лучше будет сказать так: это может быть адресовано лично вам, но это не ваша вина, что так произошло.
  • Всё время держите в голове, что вы находитесь здесь для того, чтобы делать свою работу настолько хорошо, насколько это возможно. И всё. Ваша задача — сделать дело и идти домой.

Не сработало? ;) Отнеситесь к этому как к ценному опыту в вашей жизни и идите вперёд. Это всего лишь работа, и мы не живём, чтобы работать, а работаем, чтобы жить.

Поделиться:

Поддержать

Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips


Наталья Михайлова

Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.

Узнать больше ↗︎