Слушать другого человека — это навык. Люди рождаются с умением слышать, но навыку слушать другого человека нужно учиться.

💡 Слышать и слушать — это разное.

Есть у меня парочка знакомых (не психологи, кстати 😄), которые действительно умеют слушать. Разговаривать с ними — одно удовольствие и ощущение, что тебя поняли. Может, не во всем согласились, но точно поняли.

Почему так?

Когда говоришь, больше беспокоишься о том, чтобы услышали тебя. Хочешь во что бы то ни стало донести свою точку зрения собеседнику. Иной раз даже составляешь план разговора, чтобы не забыть сказать то, что важно для тебя.

В результате, разговор превращается в чередование «говорю своё» -> «жду, пока замолчит» -> «говорю своё» -> «жду, пока замолчит» и так далее. От подобного общения обычно остаётся впечатление, что каждый вроде говорил, но контакта не было.

Те, у кого потребность «говорить» не столь сильно выражена, могут оказаться в постоянном состоянии «жду, пока замолчит». При этом думать о чём-то своём, что-то вспоминать, периодически кивать головой и в итоге оказаться застигнутым врасплох вопросом «Ты вообще слушаешь, что я сейчас говорю?!»

💡 Если кажется, что вас не слушают, убедитесь, что вы не говорили без перерыва последние 15 минут.

Как правильно слушать человека: ошибки и решения

❌ Догадываться, забегать вперед, строить гипотезы, додумывать, вычислять…

❌ Параллельно строить и проверять свои идеи и предположения…

Например, так: муж слушает жену, а сам параллельно думает: “к чему она клонит, наверное хочет вспомнить тот случай, надо мне убедиться”

✅ Просто слушайте “открытым разумом”, вам всё расскажут. Дополнительная работа не требуется. Параллельная обработка информации может сильно осложнять общение, не говоря уже о недостатке взаимопонимания и в итоге удовольствия от общения.

Если слушать незамусоренно, то можно узнать, что на самом деле беспокоит человека, чего он боится, что с ним случилось, и что ему сейчас нужно.

Навыку слушать другого человека можно научиться, это несложно. Кроме того, если вы попробуете, вы поймёте, сколько всего нового вы сможете узнать от других людей, на что раньше не обращали никакого внимания. Разумеется, это положительно скажется на ваших отношениях, а кроме того, ваше общение с близкими и друзьями превратится из «телевизионного вещания» в настоящее живое общение.

🔗 Тест “Умеете ли вы слушать?”

 8 способов стать хорошим слушателем

👉 Освободите ваш разум. Проверьте, что вы чувствуете, каковы ваши предположения относительно предстоящего разговора, каков ваш настрой. Спросите себя, действительно ли вы готовы сейчас слушать этого человека? К примеру, вы можете думать, что в прошлый раз вас расстроил разговор с этим человеком. Отставьте ваши предположения в сторону — каждый раз может быть по-разному, и не стоит себя заранее программировать. Войдите в разговор с чистым восприятием.

👉 Сделайте вашему собеседнику подарок: несколько минут вашего полного внимания. Всё ваше внимание отдано ему и только ему. Он обязательно оценит это. Для супругов подобные «подарки» друг другу могут неожиданно улучшить взаимоотношения. Если вы подумали «С какой это стати я ему такие подарки делать буду, вот ещё» — подумайте, чему другому вы хотели подарить эти 2 минуты вашей жизни. Это действительно стоило того?

👉 Задавайте открытые вопросы. Не спрашивайте: «Ты сделал то, что я сказал тебе сделать?» Вместо этого спросите: «И что ты решил сделать?«

Вместо «Ты расстроилась?» спросите «Ну и как ты себя чувствуешь из-за этого?«

Вместо «Ты можешь это сделать так-то и так-то?» спросите «Как ты думаешь, как мы можем решить эту проблему?«

👉 Обратите внимание на невербальные знаки, которые вы подаете собеседнику. Вы слушаете не только ушами, но и всем телом. И другие люди это автоматически воспринимают. Смотрите в глаза, повернитесь к собеседнику, отложите в сторону телефон, выключите телевизор, проверьте, какую позу занимает ваше тело. Если вам на самом деле некогда выслушать человека прямо сейчас, скажите ему, когда у вас будет для него время.

👉 Давайте человеку понять, что вы его слышите: уточняйте, спрашивайте, перефразируйте, поддерживайте. Не говорите «Да-а-а, а вот у меня тоже был такой случай» — подобное не относится к активному слушанию. Это банальное чередование «говорю -> жду, пока замолчит».

👉 Выясните у вашего собеседника, почувствовал ли он себя услышанным и понятым.  Например, спросите: «Как ты себя чувствуешь сейчас после разговора?»

👉 Если разговор неприятный и эмоционально нагруженный, не обязательно стремиться высказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Всегда можно написать письмо или сделать для себя пометки, чтобы вернуться к этим вопросам потом при более благоприятных условиях.

👉 Если вам становится совсем трудно выдерживать этот разговор, сделайте перерыв. Лучше вернуться к болезненным или трудным темам со «свежим» вниманием, чем наломать дров, будучи под влиянием негативных эмоций.

Поделиться: