Гайд для тех, кто собрался на консультацию психолога или психотерапевта кбт-шного направления: как выжать максимум из 50 минут? 😄

TL;DR / Вы прочитаете здесь:

  • Не опаздывайте — продлевать никто не будет
  • Узнайте заранее как можно больше о психологе и его работе — сэкономите время на расспросы
  • Сформулируйте Главное Беспокойство или Главную Проблему — но если не получается, психолог с этим поможет
  • Не требуется слишком много разговоров вежливости — сразу после “здравствуйте” можно переходить к сути дела
  • Меньше “телевизора” — пространных пересказов, кто и что сказал, или поминутное изложение событий всей недели
  • Если в последние 5 минут вы поняли, что забыли самое важное — бывает. Скажите об этом, чтобы не забыть в следующий раз

Сразу уточняйте у психолога, сколько времени займет консультация и как она оплачивается, чтобы итоговая стоимость не оказалась для вас неприятным сюрпризом. В когнитивно-поведенческом подходе приняты сессии длительностью 50-60 минут.

Совет №1: не опаздывайте на консультацию

Приходите на консультацию психолога вовремя.

Если вам назначено придти к 19:00, это означает, что в 19:00 вас готовы принять. Маловероятно, что если вы опоздаете, то психолог продлит прием. Скорее всего, ваш прием закончится вовремя, как и должен был. Поэтому первое, что вы можете сделать, чтобы эффективно распорядиться своим временем — это не опаздывать.

Совет №2: заранее узнайте больше о психологе и о его методах работы

Заранее посмотрите на сайте психолога информацию о его/её образовании, опыте и методах работы. Посмотрите, где психолог ведет прием. Очень важно, чтобы вы чувствовали положительный настрой в отношении психолога, доверие может прийти позже. Разумеется, вы можете задать вопросы психологу непосредственно на консультации, но это займёт какое-то ваше время, отведенное на работу.

Совет №3: сформулируйте главное беспокойство

Алиса в Стране чудес: 
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»

Приходите с ответом на вопрос «Что вас беспокоит сейчас больше всего?»

Другие варианты этого же вопроса:

  • Что вас не устраивает в сложившейся ситуации больше всего?
  • Что конкретно вам хотелось бы изменить и как?
  • Что вы хотите получить (узнать, понять, почувствовать, научиться) за время консультации психолога?

Сфокусируйтесь на себе, на своих чувствах, желаниях, планах, поведении, проблемах и т.п. Психолог не в силах изменить ваш мир или сделать других людей такими, как вы хотите, не в силах повлиять на их поведение и заставить их сделать то или иное.

Психолог не сделает «пусть мой муж (жена) перестанет вести себя так-то, а начнет вести себя так-то». Что вы хотите изменить в себе или в своей жизни?

🔗  Психологическое консультирование: что это?

Совет №4: меньше реверансов

«Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс. Это экономит время!» 

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»

Реверанс — это традиционный жест приветствия, а в переносном смысле — это всякие слова и действия, которые выражают почтение, вежливость, уважение, общепринятые правила поддержания разговора и т.п.

С психологом, как и с любым другим человеком, разумеется, нужно здороваться и прощаться, но поверьте, от вас никто не ждет каких-то особенных фраз для начала разговора или знакомства, никто не ожидает, что вы будете пытаться подружиться с психологом. Если вам трудно начать разговор — психолог вам поможет, это его работа.

Меньше реверансов — больше времени для вас!

Чем меньше вы тратите время на разговоры не по существу — тем больше времени у вас остается для обсуждения непосредственно того, зачем вы пришли к психологу на консультацию.

Совет №5: меньше «телевизора»

«Телевизор» — это пространные рассказы клиента в деталях о том, кто и что сказал, кто куда поехал, малейшие эпизоды из жизни родственников и друзей, рассуждения о погоде и о прочих вещах.

Причины для «телевизора»:

  • привычка «надо же что-то говорить» в ответ на затронутые глубокие и болезненные вопросы;
  • человек не хочет касаться причиняющих боль тем или чувств;
  • человеку сложно сформулировать, в чём заключается проблема.

В КПТ подходе принято аккуратно останавливать такой разговор, потому что он мало эффективен.

🔗  Практика: перебивать или нет разговорчивого клиента?

Совет №6: если вы забыли что-то важное

Если так случилось, что ближе к концу консультации вы вспомнили что-то существенное, что относится к теме вашего разговора с психологом, обязательно скажите это. Не бойтесь показаться невежливым, несерьёзным или сказать какую-то глупость — эти понятия не существуют и не используются в кабинете у психолога. Эта небольшая важная деталь может значительно дополнить картину вашей ситуации.

Photo by insung yoon on Unsplash

Поделиться: