Социофобия, хоть и является хроническим и сильно ухудшающим качество жизни состоянием, тем не менее хорошо и быстро поддается психотерапии. Ничего мистического в ней нет, и модель этого психологического расстройства подробно описана в литературе.

На практике одним из самых важных компонентов социофобии является искаженный образ себя, как общающегося человека.

Как правило, у социофобов имеется негативное представление о своих навыках общения: они уверены, что общаются из рук вон плохо, не могут толком ничего сказать, выглядят со стороны смешно или даже глупо, голос ужасен. При этом у большинства социофобов есть страхи, что люди со стороны видят их дрожащие руки или голову, красное лицо, пятна пота и т.п.

Поэтому во время психотерапии социофобии крайне важно уделить этому симптому достаточно внимания. Есть несколько способов коррекции образа себя, и я их, конечно, использую на тренинге преодоления социофобии и во время индивидуальной психотерапии социофобии.

Как формируется негативный образ себя

Пара слов о том, как так получается, что формируется подобный негативный образ. Зарубежные психологи, занимающиеся изучением социофобии, говорят, что есть три основные причины:

  • воспитание — критикующее, подавляющее, тревожное воспитание;
  • немного причина в наследственности (застенчивость — наследуемое свойство);
  • а также постоянное подкрепление негативного образа в дальнейшем.

Социофобия — это замкнутый круг, и каждый раз, когда социофоб не справляется  с ситуацией общения, он сам, своими мыслями, как бы «уговаривает» себя, что он не способен общаться. Поскольку ежедневно мы попадаем в ситуации общения сотни раз — социофоб также сотни раз в день упорно уговаривает себя. Впоследствии, начинается избегание таких ситуаций — и каждый раз уговоры продолжаются.

Таким образом негативный образ себя и закрепляется. Однако, и это ключевой момент — этот образ не является объективным.

Когда нас критикуют родители — они выдают нам свое видение. Часто это бывает воплощение собственных страхов и тревог родителей: «Нельзя петь на улице, что люди подумают!» 

Часто это просто некорректная критика со сравнениями: «Что ты тут бормочешь, как дебил? Говори понятно, не шепчи себе под нос, ты что, немой?!»

Когда социофоб в более взрослом возрасте избегает ситуаций, он не имеет ни малейшего представления, как он выглядит со стороны на на самом деле. Все его представления о себе основаны лишь на предположениях и догадках. Действительно, откуда ему это знать, когда он и в ситуации-то не был, потому что избежал ее?

Некоторые клиенты утверждают, что социофобия развилась у них после какого-то действительно неудачного случая: плохое публичное выступление, негативная критика начальства или типа того. Однако, не стоит забывать, что:

  • это все равно не объективно;
  • эта ситуация была чрезмерно наделена смыслом и важностью для клиента, а такое бывает не всегда;
  • психологические особенности мышления и психики клиента поспособствовали формированию социофобического порочного круга.

Другими словами, люди с социофобией не умеют корректно обрабатывать в голове происходящее с ними. Они используют искаженные способы для обработки. Человек-не социофоб, с другими особенностями, некоторое время попереживал бы, но потом обработал бы ситуацию правильно — и …перестал переживать.

Как исправить образ себя

Как уже, наверно, стало понятно, основными методами коррекции образа себя при общении у социофобов являются:

  • объективная демонстрация себя самому себе же;
  • обучение объективной когнитивной обработке увиденного.

Чтобы обеспечить первое — объективную демонстрацию — я использую видеозапись действий, речи клиента и последующий просмотр вместе с ним. Еще используется аудиозапись на диктофон и зеркало в полный рост. Клиенты со страхом питания в ресторанах получают задание выбрать место напротив зеркала и, для начала, просто посидеть за столиком с кофе (его можно не пить или забрать с собой).

Во время просмотра видео или прослушивания аудиозаписей, мы обсуждаем увиденное, используя следующий подход:

  • только объективная оценка, никакого субъективизма;
  • правильный выбор объекта для сравнения. Как ни странно, но часто клиенты сравнивают свои навыки с выдающимися политиками или ораторами. Еще любят сравнивать себя с ведущими новостей на ТВ.
  • обязательно проходимся по индивидуальным страхам клиента. Если кто-то боится, что его дрожь очень заметна со стороны — обсуждаем именно это.

Параллельно у клиента «выходит на поверхность» множество искаженных, дисфункциональных убеждений, вроде «Все смотрят на меня, когда я говорю» или «Я должен донести до слушателей свою мысль». Эти убеждения сразу же корректируются с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии.

Конечно, за один раз ничего не откорректируешь, но несколько повторов записи и просмотра, плюс домашнее задание «в тему» — и в итоге через несколько недель клиент уже сам способен заметить, когда использует искаженную обработку, и способен применить к событию корректное мышление.

Поделиться: