Хорошее самочувствие

О мотивации и двух лягушках в сметане

Я очень люблю использовать и приводить в пример притчу о двух лягушках, попавших в сметану. Как-то так случилось, что за последние пару недель мне попались в Интернете сразу две альтернативные версии этой притчи — то есть с другим окончанием. Конечно, это был шутки-юмор, но в каждой шутке есть доля… шутки, и поэтому я решила поговорить об этом.

Чем хороши притчи и прочие метафоры? Они в иносказательной форме выражают накопленную мудрость и дают совет, куда двигаться дальше, подталкивают к размышлениям о том, как можно было бы поступить тебе самому.
Давайте вспомним эту притчу и подумаем над разными сложными жизненными вопросами.

Оригинальная история про двух лягушек: краткая версия

Жили-были две лягушки. И вот однажды ночью вышли они погулять и забрались в погреб в одном доме. Прыгали они, прыгали в погребе и нечаянно свалились обе в горшок со сметаной. И стали в нём тонуть.
А тонуть-то им, конечно, не хочется. Тогда они стали барахтаться и плавать. Но у глиняного горшка были очень высокие и очень скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак было не выбраться.
Одна лягушка поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – была не такая. Та думает: «Нет, утонуть я всегда успею. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и получится».
Ещё она поплавала и побарахталась — а всё никак ей не получается вылезти. Но все-таки она не сдается и думает: «Ничего, пока силы есть, буду барахтаться.»
И вот из последних сил борется эта лягушечка, вот-вот утонет, вот-вот захлебнётся. А она всё равно не сдается, знай себе, лапками дрыгает.
И вдруг – чувствует  лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое и крепкое. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

Я думаю, все мы взрослые люди, никому особенно растолковывать не нужно, о чём конкретно говорит эта притча:

  • не сдавайся;
  • что бы не происходило, иди вперёд;
  • упорно трудись;
  • не бойся;
  • кто ленится, тот ничего не получит;
  • будешь вознаграждён (спасёшься).
    Москва, консультация психолога. Помощь психотерапевта (невроз, депрессия). Психоанализ.

В общем хорошая притча, позитивная такая, про мотивацию. Можно много о чём задуматься и о многом поговорить:

  • Например, как бы поступили вы, оказавшись на месте этих лягушек? Бывали ли у вас в жизни такие ситуации?
  • Что нужно, чтобы захотелось барахтаться и бить ногами?
  • Почему желание «утонуть сразу» может быть не очень правильное?
  • Бывало ли у вас в жизни такое, что не было сил и не хотелось барахтаться? По какой причине такое случилось, и что вы предприняли?
  • Что было с самооценкой и с уверенностью в себе у обеих лягушечек?

Есть в этой притче и некоторые дополнительные, не сразу заметные детали — или не обсуждаемые детали. Иногда есть смысл в том, чтобы также обратить на них внимание. Например:

  • Получается, что это масло теперь испорчено, т.к. в нём теперь лежит дохлая мышь?
  • Бывает ли такое, что масло взбить в принципе невозможно (молоко пастеризованное, например) и что тогда делать?
  • Всякий ли упорный труд приводит к вознаграждению и хэппи-энду?
  • Верно ли, что достижение результата всегда сопровождается жертвами? Оправдано ли это?
  • Какова вероятность и возможность того, что вторая лягушечка будет барахтаться-барахтаться, да так и утонет, только уставшая? Есть ли смысл в такой борьбе?

И вот такие размышления уже могут немного «расшатать» устоявшуюся систему ценностей или убеждений, в результате чего может оказаться возможной дискуссия и какая-то работа над конкретными задачами. В любом случае, это развивает гибкость в мышлении и в убеждениях, и это гораздо более полезно, чем использование черно-белой оценочной шкалы (правильно/неправильно, достоин/недостоин, всегда/никогда и т.п.).

В тему об устоявшихся системах убеждений, есть прекрасный тест — Шкала дисфункциональных отношений Бека-Вейсман, которую можно использовать не только как просто тест, но и как упражнение для домашнего задания. Можно поразмыслить над вопросами из этого теста с позиции, а почему какие-то другие люди могут отвечать на это утверждение по-другому. Какая жизненная позиция позволяет им так рассуждать и поступать.

Эта статья была для вас полезна? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Ваша оценка будет самая первая :))

Очень удобно получать все интересные статьи сразу в Telegram 👉👉 Подписывайтесь!

Самое интересное на вашу почту

Подпишитесь сейчас и сразу же получите письмо с планом, как самостоятельно научиться решать проблемы

Советы психолога уже читают: 981

А вы что думаете?